Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — русский язык
Знаки препинания в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами
1.  
i

Ука­жи­те, какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют при­ведённой ниже схеме (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны):

[ ], и [ ].

1) Каж­дый зал этого музея по­свящён какой-либо от­рас­ли че­ло­ве­че­ских зна­ний и на­це­лен на живой диа­лог с по­се­ти­те­лем.
2) Ре­жиссёр об­ра­тил­ся к актёрам с не­боль­шой речью на­пом­нив о ско­рой пре­мье­ре и начал ре­пе­ти­цию.
3) От све­же­го воз­ду­ха слег­ка за­кру­жи­лась го­ло­ва и при­ят­но за­сту­ча­ло серд­це.
4) То­по­ля и берёзы на око­ли­це де­рев­ни те же и тот же ко­ло­дец на пе­рекрёстке дорог.
5) Жа­во­рон­ки пели над кре­стьян­ски­ми по­ля­ми и всё даль­ше на север ле­те­ли белые ле­бе­ди.
2.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют при­ведённой ниже схеме (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны)?

[ ], и [ ]

1) Фев­раль тя­нул­ся бес­ко­неч­но и в нём было ещё и два­дцать де­вя­тое число.
2) По суб­бо­там нас с сест­рой от­пус­ка­ли в кино и да­ва­ли нам денег на мо­ро­же­ное.
3) По­лу­чи­лось нечто вроде ма­лень­кой по­ве­сти и я когда-ни­будь про­чту её вам.
4) Пер­вые лучи солн­ца блес­ну­ли в небе очи­стив­шем­ся от об­ла­ков и по­бе­жа­ли по земле и небу.
5) У неё муж за­бот­ли­вый и дети вос­пи­тан­ные.
3.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют при­ведённой ниже схеме (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны)?

[ ], и [ ]

1) До­ро­ги по­тем­не­ли от ве­сен­ней рас­пу­ти­цы и над ними с кри­ком но­си­лись грачи.
2) За стёклами му­зей­ных стел­ла­жей поблёски­ва­ли не­зна­ко­мые ми­не­ра­лы и сияли из­де­лия из гор­но­го хру­ста­ля.
3) На ходу ма­ши­на из­да­ва­ла до­воль­но гром­кий скрип и из­ба­вить­ся от него было не­воз­мож­но.
4) Солн­це про­би­ва­лось сквозь вер­ши­ны сосен и уже на­чи­на­ла чув­ство­вать­ся жара лет­не­го дня.
5) Мы уско­ри­ли шаг из­ны­вая от жажды и вздох­ну­ли с об­лег­че­ни­ем толь­ко на берегy лес­но­го озера.
4.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Есть де­ре­вья клуб­нич­ные_ и зем­ля­нич­ные, кон­фет­ные_ и лан­ды­ше­вые, тюль­пан­ные_ и мыль­ные.
2) Хо­зяй­ка дома хо­ро­шо пом­ни­ла его_ и всем рас­ска­зы­ва­ла о мо­ло­дом_ и за­стен­чи­вом лей­те­нан­те.
3) Я ри­со­вал людей_ или дома_ или далёкие белые об­ла­ка.
4) Я встре­чал это не­за­тей­ли­вое_ и милое рас­те­ние_ то в поле_ то в лесу.
5) Со школь­ных лет я чув­ство­вал и кра­со­ту_ и силу_ и оба­я­ние рус­ско­го языка.
5.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Сей­час во мно­гих стра­нах зав­трак_ или обед не­мыс­лим без ста­ка­на апель­си­но­во­го_ либо грейп­фру­то­во­го сока_ или на­пит­ка на их ос­но­ве.
2) На­ка­ну­не празд­нич­но­го ве­че­ра мама от­гла­ди­ла для Артёма пи­джак_ и брюки_ и дала ему новую ру­баш­ку.
3) Мы и ис­сле­до­ва­ния про­ве­ли_ и на­пи­са­ли отчёт_ и офор­ми­ли до­ку­мен­ты_ и те­перь вы мо­же­те дать нам от­пуск.
4) По­сто­ян­ство в от­но­ше­ни­ях_ и взгля­дах, чув­ствах_ и при­выч­ках было глав­ным его жиз­нен­ным прин­ци­пом.
5) Я помню осин­ник зяб­кий_ да ре­чуш­ку узкую_ да синий бор_ да жёлтые поля.
6.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют при­ве­ден­ной ниже схеме (учти­те, что в пред­ло­же­ни­ях знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны)?

[     ],и[     ].

1) Каж­дую ночь у него му­зы­ка иг­ра­ет и гости песни поют.
2) Солн­це ли­стья мягко при­гре­ва­ет и зо­ло­тит до­рож­ки в саду.
3) Он по­гля­ды­вал на зна­ко­мые места пе­ре­жи­вая ра­дость воз­вра­ще­ния на ро­ди­ну и думал сразу о мно­гом.
4) Му­зы­ка все­гда дей­ство­ва­ла на него силь­нее слов и это было стран­но.
5) Ветер нёс нав­стре­чу жёлтые ли­стья и дождь лил не пе­ре­ста­вая ни на ми­ну­ту.
7.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют при­ведённой ниже схеме (учти­те, что в пред­ло­же­ни­ях знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны)?

[     ], и [     ].

1) Где-то за садом ле­ни­во ква­ка­ли ля­гуш­ки и ухал филин.
2) В небе тают об­ла­ка и лу­чи­стая на солн­це ка­тит­ся в лугах река.
3) Один че­ло­век из­на­чаль­но не равен дру­го­му и тут уж ни­че­го не по­де­ла­ешь.
4) Свеч­ку лучше за­дуй­те и отой­ди­те от окна.
5) С утра подул се­вер­ный ветер принёсший ко­лю­чий снег и по­ме­шал нашим пла­нам.
8.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Надо и знать_ и лю­бить_ и бе­речь свою землю_ и свою ро­до­слов­ную_ и свой язык.
2) Убран­ство ком­на­ты со­став­ля­ли ста­рин­ный стол_ и диван с на­кид­ка­ми_ и поду­шеч­ка­ми.
3) Его гим­на­зи­че­ское паль­то_ и ка­ло­ши, во­ло­сы на вис­ках_ и фу­раж­ка были по­кры­ты инеем_ и весь он из­да­вал вкус­ный мо­роз­ный запах.
4) Ка­пи­тан в шлюп­ке огля­ды­вал­ся_ то на ребёнка_ то на па­ро­ход.
5) В свете луны всё ка­за­лось либо го­лу­бым_ либо зелёным_ либо пе­пель­ным.
9.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют при­ведённой ниже схеме (учти­те, что в пред­ло­же­ни­ях знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны)?

[     ], и [     ].

1) Он взял свои лыжи стя­ну­тые ре­меш­ка­ми и мед­лен­но пошёл на стан­цию.
2) За­на­вес на сцене не под­ни­мал­ся и всё ещё иг­ра­ли увер­тю­ру.
3) Сколь­зи­ли по ка­на­лу ла­ки­ро­ван­ные бай­дар­ки и с бе­ре­га за ними на­блю­да­ли лю­бо­пыт­ные про­хо­жие.
4) Кры­лья у гуся были рас­то­пы­ре­ны и клюв рас­крыт.
5) Че­ло­ве­че­ское мыш­ле­ние фор­ми­ру­ет­ся с по­мо­щью языка и ока­зы­ва­ет­ся с ним проч­но свя­зан­ным.
10.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Дождь пе­ре­стал_ и с при­гор­ка стали хо­ро­шо видны и дома_ и де­ре­вья_ и ред­кие фи­гу­ры людей.
2) У Ла­ев­ско­го была при­выч­ка во время раз­го­во­ра вни­ма­тель­но осмат­ри­вать свои ро­зо­вые ла­до­ни_ и ногти_ или мять паль­ца­ми ман­же­ты.
3) Те­перь он го­во­рил не то рав­но­душ­но_ не то подчёрк­ну­то веж­ли­во_ не то бес­страст­но.
4) Он прочёл сту­ден­там три лек­ции по сти­ли­сти­ке_ и куль­ту­ре речи_ и провёл одно прак­ти­че­ское за­ня­тие.
5) Фо­кус­ни­ки_да улич­ные ак­ро­ба­ты_да сле­пые му­зы­кан­ты были моими дру­зья­ми.
11.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Я начал учить­ся чи­тать_ и пи­сать_ и меня тя­ну­ла к себе муд­рость людей, скры­тая в кни­гах.
2) Он рощи по­лю­бил гу­стые, уеди­не­нье, ти­ши­ну_ и ночь_ и звёзды_ и луну.
3) Его твор­че­ское вдох­но­ве­ние со­зда­ва­ло в точ­ной_ и гиб­кой_ про­стой_ и пре­крас­ной форме ве­ли­ча­вые об­ра­зы ста­ри­ны.
4) В гу­стой пше­ни­це_ или ржи не уви­дишь даже са­мо­го бес­печ­но­го_ и са­мо­уве­рен­но­го мы­шон­ка.
5) Такие по­э­ти­че­ские стро­ки рож­да­ют­ся в мо­мент либо вос­тор­га_ либо по­ка­я­ния_ либо от­ча­я­ния_ либо на­деж­ды.
12.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Уже рас­све­та­ло_ и вче­раш­ний туман робко жался к ку­стам_ и коч­кам_ и при­гор­кам.
2) Чи­та­ешь эту книгу_ и ра­ду­ешь­ся живой_ и сво­бод­ной игре мысли, яс­но­сти_ и кра­со­те слога.
3) Ма­шень­ка вы­зва­лась по­ка­зать ему и садик_ и ого­род_ и цвет­ник.
4) Рас­плыв­ча­ты­ми пят­на­ми све­ти­лись в ту­ма­не окна фельд­шер­ско­го до­ми­ка_ да ке­ро­си­но­вый фо­нарь у ворот.
5) С холма были·хо­ро­шо видны дома_ и мо­сти­ки, вы­со­кие ко­лод­цы_ и без­воль­но по­ник­шие ивы.
13.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют при­ведённой ниже схеме (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны)?

[ ], и [ ]

1) Даже днём в этом полутёмном кафе горел свет и хрип­ло зву­чал грам­мо­фон.
2) Марья Сте­па­нов­на в Крыму ни­ко­гда не бы­ва­ла и море ви­де­ла ис­клю­чи­тель­но по те­ле­ви­зо­ру.
3) Маль­чиш­кам труд­но было уси­деть на по­воз­ке и их ро­ди­те­лям тоже хо­те­лось по­тол­кать­ся в весёлой яр­ма­роч­ной толпе.
4) От ста­рых времён оста­лись три огром­ных зер­каль­ных пруда и те­перь между ними сде­ла­ли две пло­ти­ны.
5) Ка­те­ри­на по­ло­жи­ла труб­ку рас­ка­лив­шу­ю­ся от гнев­ных вы­кри­ков кли­ен­та и тя­же­ло вздох­ну­ла.
14.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют при­ведённой ниже схеме (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны)?

[ ], и [ ]

1) На Су­ха­рев­ском ба­за­ре вор­ча­ли на огром­ных ско­во­ро­дах блины и пахло ба­ра­ни­ ной и сеном.
2) Снег уже на­чи­нал по­кры­вать мо­сто­вую и с ше­ле­стом про­ка­ты­вал­ся по за­стыв­шим лу­жи­цам ас­фаль­та.
3) Плав­но дви­га­лись по кругу певцы и тор­же­ствен­но зву­ча­ли го­ло­са гре­че­ско­го хора.
4) За ок­на­ми шу­ме­ло и плес­ка­лось море и для нас этот шум и плеск были не­стер­пи­мы.
5) Я лежал на ди­ва­не сто­яв­шем у са­мо­го окна и одну за дру­гой жадно про­гла­ты­вал истрёпан­ные стра­ни­цы ста­рой книж­ки.
15.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют при­ведённой ниже схеме (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны)?

[ ], и [ ]

1) На ко­ло­коль­не мерно про­би­ли часы и где-то на го­род­ской окра­и­не про­кри­чал петух.
2) Гости сидят за сто­лом на­кры­тым ра­душ­ной хо­зяй­кой и чай с ва­ре­ньем пьют.
3) Гривы коней были за­пле­те­ны на празд­нич­ный манер в креп­кие косы и разу­к­ра­ шены лен­та­ми все­воз­мож­ных цве­тов.
4) На меня на­дви­га­лась тем­но­та за­ко­ул­ков и ар­хан­гель­ский дож­дик на меня мо­ро­сил.
5) Обыч­но с конца сен­тяб­ря наши сады и поля пу­сте­ли и по­го­да круто ме­ня­лась.
16.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют при­ведённой ниже схеме (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны)?

[ ], и [ ]

1) Аме­ри­кан­ский ма­те­ма­тик Хейлс до­ка­зал ги­по­те­зу Кепле­ра сфор­му­ли­ро­ван­ную ещё в 1611 году и опуб­ли­ко­вал ста­тью об этом в на­уч­ном жур­на­ле.
2) Из­ме­нить всё равно уже ни­че­го было нель­зя и Ка­те­ри­на едва до­ве­ла раз­го­вор до конца.
3) Пах­нет по­лы­нью и мятой и лёгкий туман си­зо­ва­тый низко над сте­пью плывёт.
4) Чув­ство юмора на­ше­го фи­зи­ка не знало гра­ниц и все­гда было темой раз­лич­ных анек­до­тов со­хранённых па­мя­тью школь­ных ме­му­а­ри­стов.
5) От све­же­го воз­ду­ха у меня слег­ка за­кру­жи­лась го­ло­ва и при­ят­но за­сту­ча­ло серд­це.
17.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют при­ведённой ниже схеме (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны)?

[ ], и [ ]

1) Была у деда ста­рин­ная па­се­ка-дуп­лян­ка и по­ва­дил­ся туда огром­ный мед­ведь мёд во­ро­вать да без­об­раз­ни­чать.
2) У жиз­нен­ной прав­ды свои го­ло­са и хо­ро­ше­му пи­са­те­лю важно до­не­сти их до со­вре­мен­ни­ков.
3) Певец тща­тель­но на­ма­ты­вал шарф ста­ра­ясь за­щи­тить горло и ста­ра­тель­но от­во­ра­чи­вал­ся от чи­ха­ю­щих по­пут­чи­ков.
4) В кафе уста­нов­ле­но новое хо­ло­диль­ное обо­ру­до­ва­ние и ра­бо­та­ют кон­ди­ци­о­не­ры.
5) На все го­ло­са гу­де­ла вьюга и в сплош­ном вихре снеж­ной пыли сли­лись небо и земля.
18.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют при­ведённой ниже схеме (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны)?

[ ], и [ ]

1) Из боль­ни­цы мы шли пеш­ком и эта про­гул­ка до­став­ля­ла мне удо­воль­ствие.
2) В ку­стар­ни­ке мельк­ну­ли встрёпан­ные маль­чи­ше­чьи го­ло­вы и по­слы­ша­лись при­глушённые го­ло­са.
3) Я легко пе­ре­лез через из­го­родь ста­ра­ясь не оца­ра­пать руки и на­пра­вил­ся к дому.
4) Ста­рая мель­ни­ца давно сто­я­ла не­по­движ­но и не было возле неё людей или под­вод.
5) За­гре­ме­ли в го­сти­ной чашки и на ве­ран­де за­ши­пел са­мо­вар.
19.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют при­ведённой ниже схеме (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны)?

[ ], и [ ]

1) Прав­да сту­чит­ся в серд­ца пре­одо­ле­вая любые про­стран­ства и не может быть оста­нов­ле­на ни­ка­ки­ми Гра­ни­ца­ми.
2) Мою жену мало вол­ну­ют по­доб­ные слухи и вы мо­же­те не при­да­вать им ни­ка­ко­го зна­че­ния.
3) Раз­го­вор с ди­рек­то­ром вско­лых­нул вос­по­ми­на­ния и эти вос­по­ми­на­ния были не­при­ят­ны.
4) За окном гре­ме­ли колёса тяжёлых по­во­зок и рит­мич­но цо­ка­ли кон­ские ко­пы­та.
5) Моих уни­вер­си­тет­ских то­ва­ри­щей-моск­ви­чей с до­школь­но­го воз­рас­та во­ди­ли по те­ат­рам и для них были до­ступ­ны сто­лич­ные музеи и га­ле­реи.
20.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) По­всю­ду раз­да­ва­лись удары мо­лот­ков_ и стук то­по­ров, визг пил_ и скре­жет ру­бан­ков, лязг_ и гро­хот.
2) Под по­кро­вом елей, лист­вен­ниц_ и берёз тор­ча­ли из мха_ и хвои грибы .
3) Я люблю узкие просёлоч­ные до­ро­ги_ и лесом по­рос­шие речки_ и за­хо­луст­ные де­ре­вен­ские дома .
4) Дед или дрем­лет_ или спит_ или о чём-то ду­ма­ет.
5) Теп­ло­ход_ то от­плы­вал на про­гул­ку с боль­ши­ми_ и ма­лень­ки­ми пас­са­жи­ра­ми от бе­ре­га_ то при­бли­жал­ся об­рат­но к бе­ре­гу с этими же пас­са­жи­ра­ми .
21.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) В этот пе­ри­од Гайдн на­пи­сал огром­ное ко­ли­че­ство сим­фо­ний_ и квар­те­тов, кон­цер­тов для раз­лич­ных ин­стру­мен­тов_ и сонат, опер_ и дру­гих со­чи­не­ний.
2) За­хва­чен­ный врас­плох, он стоял пе­чаль­ный_ и рас­се­ян­ный_ и за­мет­но нерв­ни­чал.
3) Гнёзда птиц по­ра­жа­ют нас и раз­но­об­ра­зи­ем раз­ме­ров_ и при­чуд­ли­во­стью форм_ и ши­ро­ким ис­поль­зо­ва­ни­ем стро­и­тель­но­го ма­те­ри­а­ла.
4) Реч­ная вода шумит сер­ди­то на пе­ре­ка­тах_ или тихо вор­ку­ет на глу­би­нах_ или плав­но по­ка­чи­ва­ет лодку.
5) У бе­ре­гов вода_ то стру­и­лась по пе­ре­мы­тым пес­кам_ то сто­я­ла глу­хи­ми_ и глу­бо­ки­ми ому­та­ми.
22.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) При до­ро­ге рас­тут ре­пей­ник_ и ро­маш­ка, ко­ло­коль­чик_ и по­лынь, по­до­рож­ник_ и кле­вер.
2) По­яв­ле­нию в Риме Ра­фа­эль был в первую оче­редь обя­зан са­мо­му себе_ и своей круп­ной_ и мас­штаб­ной ра­бо­те.
3) Строй­ные_ и со­зна­тель­ные убеж­де­ния раз­ви­ва­ют­ся в че­ло­ве­ке_ то под вли­я­ни­ем об­ще­ства_ то при по­мо­щи ли­те­ра­ту­ры.
4) Му­зы­ке Гайд­на при­су­щи и оп­ти­мизм_ и бод­рость_ и на­род­ный юмор.
5) Я на­де­ял­ся услы­шать здесь шум не­ис­чис­ли­мых шагов_ или чей-ни­будь раз­го­вор_ или песню какой-ни­будь птицы.
23.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют при­ведённой ниже схеме (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны)?

[ ], и [ ]

1) Все осуж­да­ли мо­ло­до­го че­сто­люб­ца и никто не желал ска­зать ему слова под­держ­ки.
2) За ста­рым пру­дом под­ни­мал­ся мо­ло­дой оль­ша­ник и вид­не­лись вы­со­кие за­рос­ли лу­го­вых трав.
3) Мать во­зи­лась на кухне го­то­вя обед и не об­ра­ща­ла на Павку вни­ма­ния.
4) Это были слу­чай­ные по­пут­чи­ки и к моему рас­ска­зу они не имеют ни­ка­ко­го от­но­ше­ния.
5) Много ле­генд знают здеш­ние ста­ро­жи­лы и не­обы­чай­но ин­те­рес­но слу­шать эти ис­то­рии.
24.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) В лесу при­ят­но пах­нет и ма­ли­ной_ и смо­лой_ и ба­гуль­ни­ком.
2) Ладно, съем яб­ло­ко_ или хлеб_ или халву.
3) Этот район со сво­и­ми овра­га­ми_ и лож­би­на­ми, с ле­са­ми_ и по­ля­на­ми, с ре­ка­ми_ и бо­ло­та­ми об­ла­дал де­сят­ка­ми мик­ро­кли­ма­тов.
4) Усы_ и бо­ро­да у Ан­дрея Ильи­ча были тон­кие_ и ред­кие.
5) Не­ров­ная линия бе­ре­га_ то под­ни­ма­лась_ то опус­ка­лась_ и при­ят­но тре­во­жи­ла глаз.
25.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) Не верь ни лет­не­му дождю_ ни зим­не­му солн­цу_ ни осен­не­му теплу
2) Друж­ба удва­и­ва­ет ра­до­сти_ и со­кра­ща­ет на­по­ло­ви­ну го­ре­сти_ и не­взго­ды
3) При­шло лето — пора цве­тов_ и трав, тепла_ и света
4) День хо­лод­ный угрюм_ и свеж_ и целый день ски­та­юсь я в степи, вдали от сёл и де­ре­вень
5) Вы­ступ­ле­ния этого по­ли­ти­ка все­гда от­ли­ча­лись осо­бым тем­пе­ра­мен­том_ и тон­ким ост­ро­уми­ем_ и ис­кромётным юмо­ром
26.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) в этой глуши не росли ни де­ре­вья_ ни ку­стар­ни­ки_ ни травы
2) жеребёнок про­сы­пал­ся от шо­ро­ха сухих ли­стьев_ и от крика мо­ло­до­го пе­ре­пе­ла_ и от гудка бук­сир­но­го па­ро­хо­да
3) было уже темно_ и сквозь стек­ло я не видел ни­че­го, кроме пол­зу­щих вниз дож­де­вых ка­пель_ и от­ра­же­ния соб­ствен­но­го носа
4) на крыль­це тес­ни­лись ге­не­ра­лы_ и ор­ди­нар­цы, чи­нов­ни­ки_ и слу­жи­те­ли церк­ви
5) солн­це по­ка­зы­ва­ет­ся из-за об­ла­ков_ и за­ли­ва­ет лес_ и поля гре­ю­щим све­том
27.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) К по­ез­ду тор­же­ствен­но под­ка­тил гру­зо­вик_ и с ма­ши­ны были сняты но­вень­кое пи­а­ни­но_ и рос­кош­ный тор­шер.
2) В дя­дюш­кин по­гре­бок часто за­гля­ды­ва­ли шум­ные сту­ден­ты_ или скром­ные слу­жа­щие из кон­то­ры на­про­тив_ или улич­ные му­зы­кан­ты.
3) Петра тя­го­ти­ли_ и не­мно­го раз­дра­жа­ли_ и спо­кой­ная тишь усадь­бы_ и шорох ста­ро­го сада_ и од­но­об­ра­зие впе­чат­ле­ний.
4) Летом под­ни­ма­ет на­стро­е­ние и ра­дост­ное пение птиц_ и гу­стой запах черёмухи_ и алая заря.
5) Ли­по­вый мёд_ да чай, ли­по­вые бочки_ да ка­душ­ки, ко­ро­ба_ да шка­тул­ки все­гда были не­пре­мен­ны­ми ат­ри­бу­та­ми сель­ской жизни.
28.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Щенок по­тя­нул носом_ учуял мо­ло­ко и за­ко­вы­лял к миске.
2) Люблю я бе­ше­ную мла­дость_ и тес­но­ту_ и блеск_ и ра­дость.
3) Не по­жа­лей для дру­зей ни вре­ме­ни_ ни своих сил_ ни своих чувств.
4) Шур­ша­ли при­до­рож­ные кусты_ и де­ре­вья_ и лом­кая глина хру­сте­ла под по­дош­ва­ми баш­ма­ков.
5) Поэт по­дроб­но рас­ска­зы­ва­ет о про­ис­хож­де­нии_ и вос­пи­та­нии Оне­ги­на, о его при­выч­ках_ и об­ра­зе жизни.
29.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Все лица на­хму­ри­лись_ и в ти­ши­не по­слы­ша­лось крях­те­нье_ и по­каш­ли­ва­ние Ку­ту­зо­ва.
2) За свою жизнь я на вер­ши­ны гор под­ни­мал­ся_ и по реке на бай­дар­ке пла­вал_ и в пе­ще­ры лазил.
3) Этот степ­ной про­стор при­вле­ка­ет не­из­вест­но­стью_ и про­буж­да­ет в душе жажду пу­те­ше­ствий_ полётов_ и от­кры­тий.
4) Меня могли вы­ру­чить или чудо_ или по­мощь дру­зей_ или упор­ный труд.
5) Она мо­ло­да_ и кра­си­ва, умна_ и ни­чуть не за­нос­чи­ва.
30.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Учёные всего мира за­ня­ты про­бле­ма­ми со­хра­не­ния ред­ких жи­вот­ных_ и рас­те­ний_ и ко­лос­саль­ную по­мощь в этом им ока­зы­ва­ют во­лонтёры.
2) Я очень люблю хо­ро­шую книгу_ и за­ду­шев­ную песню_ и весёлую бе­се­ду_ и дру­же­скую ком­па­нию.
3) В па­мя­ти оста­лись овра­ги среди го­ро­да_ и ка­мен­ные мосты над ними, зда­ния быв­ших се­ми­на­рий_ и ко­лон­на­ды новых домов.
4) Алек­сей не по­за­бо­тил­ся за­бла­го­вре­мен­но ни о ноч­ле­ге_ ни о ко­ст­ре.
5) Свет­лый лес стру­ил­ся, тре­пе­тал_ и с дре­мот­ным ше­ле­стом_ и шо­ро­хом убе­гал куда-то за го­ри­зонт.
31.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Я взял котёнка в свою ком­на­ту_ принёс ему миску с мо­ло­ком_ и хле­бом_ и по­ста­вил на пол.
2) Пыль­ные де­ре­вья_ да жёлтая трава_ да бед­ные до­миш­ки на­го­ня­ли на него тоску.
3) Мы гу­ля­ли по саду_ и она го­во­ри­ла и о новом доме_ и о ло­ша­дях_ и о пу­те­ше­ствии в Швей­ца­рию.
4) Фёдор стал для маль­чи­ка отцом_и дру­гом, за­щит­ни­ком_ и со­вет­чи­ком.
5) Он давно уже устал от од­но­об­раз­но­го туск­ло­ва­то­го света, об­ман­чи­во обе­ща­ю­ще­го либо на­ступ­ле­ние пол­ной тем­но­ты_ либо вос­ход солн­ца.
32.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Здесь мне были ин­те­рес­ны и люди_ и дома_ и раз­ные кра­си­вые вы­вес­ки .
2) Седые усы лес­ни­че­го дрог­ну­ли_ и доб­рая_ и ис­крен­няя улыб­ка по­яви­лась на лице этого су­ро­во­го_ и силь­но­го че­ло­ве­ка.
3) Од­на­ж­ды летом я взял ружьё_ и при­па­сы_ и от­пра­вил­ся вниз по таёжной речке в самые глу­хие места.
4) Эта безы­мян­ная ре­чуш­ка по чи­сто­те_ и жи­во­пис­но­сти своей, по не­укро­ти­мо­сти_ и свое­нра­вию до­стой­ на име­но­вать­ся самым звон­ким_ и по­э­тич­ным сло­вом.
5) Вспо­ми­наю очи карие_ да тихий го­во­рок её_ да звон­кий смех.
33.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют при­ве­ден­ной ниже схеме (учти­те, что в пред­ло­же­ни­ях знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны)?

[     ], и [     ].

1) В на­ча­ле 70-х годов я снова встре­тил­ся с Гон­ча­ро­вым и сой­дясь до­воль­но близ­ко поль­зо­вал­ся его дру­же­ским рас­по­ло­же­ни­ем все по­след­ние годы его жизни.
2) Перед до­ро­гой роща об­ры­ва­лась и даль­ше шли овра­ги и поля.
3) От тёплой воды пахло бо­ло­том и в этом бо­лот­ном воз­ду­хе с не­исто­вым рве­ни­ем зве­не­ли ко­ма­ры.
4) Весь день они про­го­во­ри­ли пе­ре­би­вая друг друга и не могли на­го­во­рить­ся.
5) В эту осень гри­бов было мало и клюк­ва уро­ди­лась какая-то мел­кая.
34.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) Когда Мо­дест Алек­се­е­вич ухо­дил на служ­бу, Аня иг­ра­ла на рояле_ или пла­ка­ла от скуки_ или ло­жи­лась на ку­шет­ку и чи­та­ла ро­ма­ны.
2) Я сидел в тени вяза_ и ле­ни­во со­би­рал цветы_ и травы_ и в серд­це под­ни­ма­лась какая-то род­ствен­ная лю­бовь к каж­до­му ко­лос­ку.
3) Ему нра­ви­лись стихи Блока_ и Есе­ни­на, Гумилёва_ и Ах­ма­то­вой.
4) По­ляр­ни­ков не оста­но­ви­ли_ ни холод_ ни пурга_ ни на­гро­мож­де­ние льдов.
5) Мне скоро на­ску­чи­ли и мол­ча­ли­вая зе­лень пальм_ и жёлтый песок на ал­ле­ях_ и узор­ча­тые ска­мьи.
35.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) Черёмуха растёт по бе­ре­гам рек_да по скло­нам овра­гов_ да по лес­ным опуш­кам.
2) Рэксу обо­ру­до­ва­ли будку_ и днев­ное время он про­во­дил_ либо в ней_ либо рядом.
3) За печ­кой очень гром­ко поёт свер­чок, не об­ра­щая вни­ма­ния_ ни на мои шаги_ ни на звон чашек.
4) И над рекой_ и над бе­ре­гом_ и над ку­ста­ми всё время ле­та­ли чайки.
5) Какие-то че­ло­ве­че­ские тени_ и кон­ту­ры зда­ний, не­ве­ро­ят­ные ма­ши­ны_ и си­лу­эты де­ре­вьев про­но­си­лись перед нами.
36.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) Мы гу­ля­ли по на­бе­реж­ной Невы_ и по Двор­цо­вой пло­ща­ди_ и по Лет­не­му саду.
2) По ве­че­рам она либо вя­за­ла оче­ред­ную шаль_ либо вы­ши­ва­ла.
3) Тре­вож­но_ и лас­ко­во, счаст­ли­во_ и горь­ко зву­ча­ли ча­стуш­ки в тёплый июнь­ский вечер.
4) Хму­рый лес ка­чал­ся_ и шумел_ и до­ро­гу сне­гом за­ме­та­ло.
5) За­бле­сте­ли на ли­стьях ореш­ни­ка_ и осины капли_ не то росы_ не то ве­чер­не­го дождя.
37.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) Порой на­бе­гал ветер_ и от­но­сил прочь аро­мат цве­тов_ и тогда на ко­рот­кие мгно­ве­ния ощу­щал­ся тон­кий яб­ло­не­вый запах.
2) Бак­те­рии можно об­на­ру­жить в верх­них слоях ат­мо­сфе­ры_ и в под­зем­ных сква­жи­нах, в вул­ка­ни­че­ских по­ро­дах_ и в толще ан­тарк­ти­че­ских лед­ни­ков.
3) Та­ма­ра, та­ра­то­ря без оста­нов­ки, рас­став­ля­ла на ска­тер­ти та­ре­лоч­ки с ли­мо­ном_ и плетёнки с су­ха­ря­ми_ и ва­зоч­ки с кон­фе­та­ми.
4) Я молча то пе­ре­би­рал бу­ма­ги_ то ли­стал книгу_ то делал за­пи­си в блок­но­те.
5) С каж­дым взма­хом косы Левин ощу­щал ра­дость_ и подъём чувств_ и сил.
38.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) Над по­ля­ми_ и ле­са­ми, над ши­ро­ки­ми ре­ка­ми_ и го­лу­бы­ми озёрами летят птицы, воз­вра­ща­ясь на свою ро­ди­ну.
2) Глад­кие скалы силь­но на­гре­лись_ и в тес­ном про­стран­стве между ними меня охва­ти­ло_ и оку­та­ло их успо­ко­и­тель­ное тепло.
3) Чёрное море окру­жа­ет лодку_ и ры­ба­ков тьмой_ и взды­ха­ю­щи­ми вол­на­ми.
4) Минск по­ра­зил Вик­то­ра сво­и­ми ги­гант­ски­ми до­ма­ми_ и бес­чис­лен­ны­ми ав­то­мо­би­ля­ми_ и кра­си­вы­ми стан­ци­я­ми метро.
5) Боль­шие белые птицы то кру­жат над водой_ то са­дят­ся от­ды­хать на камни_ то не­то­роп­ли­во плы­вут по реке
39.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) Сидит скво­рец на ма­ков­ке са­мо­го вы­со­ко­го де­ре­ва_ и ти­хонь­ко_ и то­нень­ко по­сви­сты­ва­ет, зорко смот­рит во все сто­ро­ны.
2) Каж­дый день ста­рик ходит на рынок и при­но­сит то масло_ то хлеб_ то муку.
3) Ла­ри­са Пав­лов­на была жен­щи­ной доб­рой_ и ин­тел­ли­гент­ной_ и оба­я­тель­ной.
4) Солн­це сияет__ и рас­та­яв­ший снег пре­вра­ща­ет­ся в жур­ча­щие ручьи_ и боль­шие лужи.
5) Я не раз в своей жизни бывал в Пензе_ и Там­бо­ве, Во­ро­не­же_ и Са­ра­то­ве.
40.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях: 

1) Ум, на­прав­лен­ный на одно от­ри­ца­ние, блед­не­ет_ и вянет_ и сох­нет.
2) Ту­ри­сти­че­ские марш­ру­ты про­хо­дят по Ени­сею_ и Оби, Лене_ и Амуру
3) Чи­стая со­весть не бо­ит­ся ни лжи_ ни слу­хов_ ни спле­тен.
4) А. С. Пуш­кин до вос­ста­ния_ и после его по­дав­ле­ния был до­воль­но бли­зок со мно­ги­ми де­каб­ри­ста­ми_ и чле­на­ми их семей.
5) Дуб_ и то­поль оста­лись по­за­ди_ и место чёрной берёзы за­ня­ла белая.
41.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют при­ведённой ниже схеме (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны)?

[ ], и [ ].

1) Всё от­све­чи­ва­ло сле­пя­щей бе­лиз­ной и свер­ка­ло ост­рым блес­ком.
2) Дрем­лют холмы и кур­га­ны и узким по­лот­ном бе­ле­ет до­ро­га.
3) Утром гулко жуж­жа­ли шмели и тре­ща­ли куз­не­чи­ки.
4) С кри­ка­ми не­с­лись перелётные птицы и между ними чер­не­ло про­ва­ла­ми без­дон­ное небо.
5) Митя за­крыл глаза пы­та­ясь со­сре­до­то­чить­ся и начал по­сле­до­ва­тель­но вспо­ми­нать все со­бы­тия этого бур­но­го дня.
42.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют при­ведённой ниже схеме (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны)?

[ ], и [ ].

1) Плыла стай­ка чер­но­мор­ских дель­фи­нов и их дви­же­ния ка­за­лись нам по-дет­ски тро­га­тель­ны­ми.
2) Лодку кру­ти­ло захлёсты­ва­ло и несло в со­вер­шен­но не­ве­до­мом нам на­прав­ле­нии.
3) В саду в на­ча­ле ап­ре­ля уже шу­ме­ли сквор­цы и ле­та­ли ба­боч­ки.
4) Плющ и дикий ви­но­град росли сво­бод­но не зная са­до­вых нож­ниц и плот­но об­ви­ва­ли бе­сед­ку.
5) Я иду по зим­не­му лесу и мороз щип­лет мне щёки.
43.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) Лун­ная до­рож­ка то вы­свет­ля­ла_ то за­те­ня­ла при­бреж­ные ка­мы­ши.
2) Кра­сив_ и богат ав­густ обиль­ны­ми ро­са­ми_ и яр­ки­ми крас­ка­ми.
3) У моста со­бра­лись и во­ен­ный ми­нистр_ и шеф жан­дарм­ско­го кор­пу­са_ и ди­рек­тор де­пар­та­мен­та по­ли­ции.
4) Жизнь даётся один раз_ и хо­чет­ся про­жить её осмыс­лен­но_ и кра­си­во.
5) Де­ре­вья_ и трава, песок_ и даже одеж­да подёрну­лись кри­стал­ли­че­ской дым­кой инея.
44.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) Звёзды на не­бо­сво­де_ и штиль на море пред­ве­ща­ли тёплый_ и ясный день.
2) Далёкое эхо по­вто­ря­ет и рёв_ и треск_ и гром.
3) Ему было стыд­но своей бед­но­сти_ и сво­е­го уни­же­ния_ и этот стыд был те­перь со­дер­жа­ни­ем его жизни.
4) В цирке было кра­си­во_ и ярко, шумно_ и ве­се­ло.
5) Жа­лоб­ный писк слы­шал­ся то под окном_ то на крыше сарая.
45.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) Че­ло­век оди­на­ко­во труд­но из­бав­ля­ет­ся от стра­ха_ и ханд­ры_ и рас­стаётся с на­деж­дой.
2) Дверь от­во­ри­лась_ и Марья Гав­ри­лов­на по­до­шла по­здо­ро­вать­ся с ма­мень­кой_ и па­пень­кой.
3) К ве­че­ру на­бе­реж­ная_ и лодки у бе­ре­га, крыши домов_ и де­ре­вья стали бе­лы­ми.
4) Гор­дые не пла­чут ни от ду­шев­ных ран_ ни от обид_ ни от разо­ча­ро­ва­ний.
5) Берёзка мила и при солн­це_ и в самый серый день_ и при дож­ди­ке.
46.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) Ввер­ху, под ку­по­лом цирка, поблёски­ва­ли ста­лью гим­на­сти­че­ские коль­ца_ и лест­ни­цы, тур­ни­ки_ и тра­пе­ции.
2) Ар­бу­зо­ву в ней нра­вил­ся и её весёлый ха­рак­тер_ и не­обык­но­вен­ная щед­рость_ и утончённая де­ли­кат­ность.
3) Вы­гля­ну­ло солн­це_ и вдруг вся ши­ро­кая степь сбро­си­ла с себя утрен­нюю по­лу­тень_ и за­свер­ка­ла росой.
4) Наука_ и ис­кус­ство су­ще­ству­ют для воз­вы­ше­ния че­ло­ве­ка_ и обо­га­ще­ния его зна­ни­я­ми.
5) Ни кра­со­та_ ни ис­тин­ное сча­стье_ ни ге­ро­изм не нуж­да­ют­ся в вы­со­ких сло­вах.
47.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых пра­виль­но рас­став­ле­ны знаки пре­пи­на­ния при од­но­род­ных чле­нах:

1) Всё: лицо, по­ход­ка, взгляд, голос — всё в один миг из­ме­ни­лось в ней.
2) Ко­неч­но, ветер может не иметь ни­ка­ко­го от­но­ше­ния, ни к ис­то­рии с Ма­ри­ей, ни к по­езд­ке в город.
3) Люся за­кри­ча­ла на Ва­рень­ку, но за­кри­ча­ла не столь­ко от зло­сти, сколь­ко от стра­ха или безыс­ход­но­сти.
4) И в му­зы­ке, и в доме мужа, и во всех ро­ма­нах — одним сло­вом, везде я была всего лишь эпи­зо­ди­че­ским лицом.
5) Ка­за­лось, звёздное небо опу­сти­лось на землю, и летит над ле­са­ми, кру­жит­ся вих­рем, и то от­ле­та­ет, то снова метёт своим шар­фом по вер­хуш­кам де­ре­вьев.
48.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых пра­виль­но рас­став­ле­ны знаки пре­пи­на­ния при од­но­род­ных чле­нах:

1) Сей­час ча­со­во­му при­го­ди­лось бы мно­гое: со­ба­чий нюх да ко­ша­чьи глаза, да обе­зья­нья лов­кость.
2) Свер­ка­ли, ис­кри­лись, пе­ре­ли­ва­лись этой све­же­стью ство­лы берёз и сосен, ли­стья и травы.
3) Она взяла вилку и нож и на­ча­ла мед­лен­но и с удо­воль­стви­ем есть.
4) Нель­зя от­ри­цать про­из­воль­но ту или иную есте­ствен­ную и су­ще­ствен­ную в че­ло­ве­ке по­треб­ность или спо­соб­ность.
5) В не­ко­ше­ных лугах, и на пес­ча­ных ко­со­го­рах, и на бе­ре­гах озёр, — сло­вом, везде зву­ча­ли про­стые пуш­кин­ские стро­ки.
49.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых пра­виль­но рас­став­ле­ны знаки пре­пи­на­ния при од­но­род­ных чле­нах:

1) От до­ми­ка оста­лась печка, да чёрная труба над ней, да си­рот­ли­вое кры­леч­ко из грубо тёсан­ных кам­ней.
2) Ко всему в лесу: и к бел­кам, и к цве­там ки­прея, и к мо­ло­дым сосёнкам я стал от­но­сить­ся как к своим вер­ным дру­зьям.
3) Со­рев­но­ва­ния про­во­ди­лись не толь­ко по пла­ва­нию, но и по лёгкой ат­ле­ти­ке, и по на­столь­но­му тен­ни­су, и по пляж­но­му во­лей­бо­лу.
4) Пела она то тихо и жа­лоб­но, то гром­ко и ве­се­ло.
5) Книги, сто­яв­шие ров­нень­ко на пол­ках, бу­ма­ги, ле­жав­шие стоп­ка­ми на столе, кар­ти­ны, ви­ся­щие на сте­нах, всё на­по­ми­на­ло преж­не­го хо­зя­и­на.
50.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) Мы вы­еха­ли на трас­су_ и скоро ми­но­ва­ли посёлок_ и сто­я­щую возле него цер­ковь
2) За­ня­тия спор­том укреп­ля­ют волю_ и ха­рак­тер, дух_ и здо­ро­вье.
3) Тан­це­валь­ный вечер под­хо­дил к концу_ и в не­боль­шом_ и уют­ном зале ста­но­ви­лось всё мень­ше людей.
4) В го­ло­ве у Оле­ни­на не было ни одной ра­зум­ной мысли_ ни од­но­го при­ят­но­го вос­по­ми­на­ния_ ни одной за­вет­ной мечты.
5) В биб­лио­те­ке можно было найти и раз­но­об­раз­ные книги_ и кра­соч­ные пла­ка­ты_ и ху­до­же­ствен­ные аль­бо­мы.
51.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) Дымов купил за­ку­сок_ и кон­фет_ и по­ехал к жене на дачу.
2) На кру­той горе в окру­же­нии рас­ки­ди­стых сосен_ и ста­рых берёз, строй­ных осин_ и мо­ло­дых елей сто­я­ли креп­кие бре­вен­ча­тые дома.
3) Она не ве­ри­ла ни вещим снам_ ни аст­ро­ло­ги­че­ским пред­ска­за­ни­ям_ ни кар­точ­ным га­да­ни­ям.
4) Маша много_ и часто бе­се­до­ва­ла с ум­ны­ми лю­дь­ми_ и сама была об­ра­зо­ван­ной де­вуш­кой.
5) В ба­буш­ки­ной шка­тул­ке ле­жа­ли и ажур­ные сал­фет­ки_ и бе­ло­снеж­ные пла­точ­ки_ и кру­жев­ные во­рот­нич­ки.